Муниципальное общеобразовательное учреждение  

"Ульяновская средняя общеобразовательная школа"

История моей школы

 

 

 Школа, ты не старишься,

                                                        

Никогда не старишься…                  

 

Из летописи школы…

      В начале  20 века в с. Плохино насчитывалось до 4 000 населения, имелась только одна церковно-приходская школа. Лишь в 1913 году была построена пятиклассная министерская школа, которая после Октябрьской революции претерпевала различные реорганизации.

  Как средняя   Ульяновская  школа ведёт своё начало с 1936 года. 70 с лишним лет вместе со страной происходит гражданское становление педагогического и ученического коллектива школы. Основным отличием школы на протяжении всех лет является содружество учительского и ученического коллективов, что способствует созданию оптимальных условий для саморазвития, самоутверждения учащихся.

Славную историю имеет центральная школа района.

В 30-е годы боролись учителя и учащиеся с общей безграмотностью, в 40-е – воевали, в 50-е – восстанавливались из руин и пепла, в 60-е – благодаря активной юннатской работе участвовали в ВДНХ в Москве; в 70-е – строили новое здание школы, разбивали сады, скверы, облагораживали территорию школы, районного центра.

    Убедившись в том, что в условиях экономической нестабильности и напряжённости на фоне снижения уровня жизни идёт стремительное ухудшение здоровья детей, педагогический коллектив осознал необходимость давать школьникам образование без потерь для здоровья. С 1994 года школа претворяет в жизнь концепцию «Школы здоровья».

В 1999 году на базе школы проходил Всероссийский семинар по вопросам «Школы здоровья», на котором присутствовали представители 25 регионов России.

     На протяжении всего учебного года во время каникул работает оздоровительный лагерь «Подсолнух» с дневным пребыванием детей.

 В 2003 году школе присвоен статус «Школы, сохраняющей здоровье детей».

День сегодняшний…

   Современное здание школы построено в 1978 году. В 2008-09 году проведён большой капитальный ремонт: обновлена кровля, поставлены пластиковые окна на всех трёх этажах, заменены двери, постоянно обновляется материально-техническая база:

 26 учебных кабинетов оснащены современным оборудованием и мебелью; работают 2 спортивных зала, мастерские, создаётся тренажерный зал, обновлён компьютерный кабинет. Библиотечный фонд составляет 22 тысячи экземпляров, создана медиотека – всё это требует от учителей постоянного совершенствования педагогического мастерства, применения современных технологий.  

Школа  - это дети…

В настоящее время в школе обучается 320 учащихся в 18  классах-комплектах,  дети получают одноразов горячее питание. Школьники – активные участники художественной самодеятельности школы, района, участники и победители внутришкольных, районных и областных спортивных состязаний, предметных олимпиадах.

   По окончании школы выпускники продолжают обучение в высших учебных заведениях Москвы, Калуги и других городах РФ.

 

…это учителя.

В школе  работают 32 творческих, инициативных учителей, которые постоянно совершенствуют свой профессионализм, повышают свою квалификацию.

  

Из летописи школы…

70-летию первого выпуска посвящается…

Первый выпуск учащихся 10-го класса состоялся в 1938 году. Окончили школу 22 человека. Первые выпускники были гордостью не только школы и родителей, но и всего района. Значительное  большинство из них окончили высшие учебные заведения: кто-то пошёл работать в народное хозяйство, многие избрали своей специальностью военное дело и служили в рядах Советской армии: генерал Тишкин Михаил, полковник медицинской службы Савоткин Николай, полковники Бодриков Иван, Шелястин Борис, Бученков Пётр. Погибли на фронте, защищая Родину, Дёмин Дмитрий, Пантелеев Иван, Афонин Георгий.

 

Горький 1941-й…

В 1941 году школа выпустила три класса, с количеством учащихся свыше 120

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего-то пять минут осталось!

   Школа начала 1941-42 учебный год, но занятия продолжались всего один месяц. 5 октября 1941 года, в связи с эвакуацией района, занятия в школе прекратились. К этому времени ушли на фронт все учителя – мужчины, добровольцами записались и многие учащиеся старших классов. Военкомат отказывался принимать в армию тех учащихся, которые не достигли призывного возраста. Многие обращались в призывную комиссию с просьбой установить им возраст, так как метрики якобы потеряны. На самом деле метрики у всех были на руках. Юным добровольцам не пришлось долго воевать: в ноябре 1941 года почти все они погибли на подступах к Москве:

Лебедев Всеволод, Васильев Вячеслав, Артамонов Вячеслав, Корнеев Михаил, Арбузов Иван, Сорокин Илья, Тимашова Мария, Сысоев Николай и многие другие выпускники 1941 года.

Они прикрыли жизнь собою,

Жить начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зелёная трава.

 

Год 1943…

   13 июля 1943 года Ульяново было освобождено, но школа была разрушена. От обоих зданий средней школы не осталось и развалин. Деревянную новую школу немцы сожгли, а кирпичную взорвали и увезли на блиндажи. Меньше других пострадало двухэтажное здание начальной школы, но в нём остались лишь стены и пробоины для дверей и окон. Нужно было спешно всё восстанавливать. За восстановление горячо принялись и учителя, и население, и учащиеся. Большой вклад вложили в дело восстановления школы учителя Абрашина А.В., Устинова М.П., Баскакова А.А., Васильева Е.К., Тарасова К.И., Тарасова А.И., Курская Л.П., Самуйленкова Л.В., Горелова М.Г.. В это время невозможно было достать стекла, а на Дудоровском стекольном заводе, разрушенном фашистами, сохранились огромные штабеля бутылок. Бутылками стали стеклить окна. Делалось это очень искусно: ряды бутылок скреплялись глиной. Конечно, свет в помещении далеко не достаточный, но бутылками стали стеклить окна школы, и учреждений, и личных домов. А бутылки носили на себе, проходя пешком до 20 км.  13 сентября  1943 года, после двухлетнего перерыва в школе начались учебные занятия, которые проходили  в две смены. Учителей не хватало, работали с большой перегрузкой. Среди учащихся было много переростков, пропустивших два года учёбы. Ощущался острый недостаток учебников, письменных принадлежностей. Писали на газетах, на клочках бумаги самодельными чернилами. На класс приходилось два – три учебника. Из наглядных пособий - одна на всю школу полусъеденная мышами географическая карта полушарий. Её нашёл у себя в подвале и принёс в школу ученик 6 класса Савоткин Алексей. 

У учащихся, да и у учителей очень плохо было с  одеждой, с обувью. С питанием. Некоторые учителя даже на учительские совещания приходили в лаптях. Вторая смена занималась при «коптюшках», причем каждый ученик приносил «каптюшку» из дома на свою парту. Но несмотря на все трудности и недостатки, занимались в школе с большим подъёмом.

 

50-е годы…

С 1950 года директором школы становится Гарусин Пётр Гаврилович. В школе – 800 учащихся, занятия проходят в три смены. Необходимо строить новое здание. Настойчивость, упорство директора дали свои результаты: через полтора года построена огромная, по тем временам, двухэтажная, деревянная, с обширными классами школа. Вокруг школы разбиваются цветники, посажен огромный сад. Благодаря юннатской работе школа становится участником Выставки Достижений Народного Хозяйства в Москве.

 

Из истории школьного музея…

   По инициативе директора школы Петра Гавриловича Гарусина и учителя географии Гали Павловны Лебедевой в 1951 году в школе создаётся краеведческий музей. Он постоянно пополняется экспонатами: бивни мамонта, старинные монеты, чучела птиц и животных, предметы быта старины появляются в нём. Ученики и после школы продолжали присылать, привозить что-то необычное и ценное в родной музей.

Школьный музей за время своего существования накопил огромный опыт работы по всем направлениям гражданско-патриотического воспитания. Благодаря активной, целенаправленной поисково-собирательской работе, сегодня в музее хранится около 500 подлинных предметов, документов и материалов, имеющих историческую ценность и отражающих историю села Ульяново. Это предметы народного быта, культуры, экспонаты, отражающие этнографию Ульяновского района, села и даже улиц, геологию, флору и фауну не только своего края. Все они в совокупности имеют  огромное значение в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Своей экскурсионно-просветительской деятельностью музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания учащихся, преобразовать их в соответствующие убеждения, потому что в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры.

Школьный музей не ограничивается поисково-собирательской и экскурсионно-просветительской деятельностью. В работе музея используются и такие формы работы как краеведческие конференции, школьные, районные и областные уроки мужества, митинги, тематические выставки, ярмарки, конкурсы патриотической песни, стихотворения, фольклорные праздники, день села, улицы.

Большой интерес учащиеся школы проявили к выполнению поискового задания «Войну они знают не понаслышке». Было решено создать документальный фильм о  людях войны. За три года поиска ребята собрали огромный материал. Среди ветеранов они отыскали Кавалеров орденов Славы, участников 4-х войн, малолетних узников, участников афганской и чеченской войн.

Большое внимание  уделяется датам освобождения Ульяновского района от немецко-фашистских захватчиков. Ребята лекторской группы музея читают лекции, просто рассказывают о войне на территории района. События военных лет уходят всё дальше и дальше в прошлое, но мы должны помнить эти страшные годы.

В комнате «Боевой славы» очень много предметов военных лет,  предметов, найденных совсем недавно – это ящики для снарядов, куски деревьев с осколками снарядов, гильзы от разорвавшихся снарядов, изуродованные огнём, даже немецкая фляжка для бензина, магазин для патронов от автомата.

Особое внимание уделяется встречам с ветеранами Великой Отечественной войны. Эти встречи производят большое впечатление как на ребят, так и на гостей. Дети дарят ветеранам подарки, сделанные своими руками, а ветеран Великой Отечественной войны Корнилова Н.М. подарила музею поздравительные открытки к Дню Победы от Правительства, Президента, губернатора, главы администрации.

Большое внимание в работе школьного музея уделяется патриотическому воспитанию, подготовке старшеклассников к воинской службе в Российской Армии. Одним из примеров могут служить ежегодные военно-полевые сборы при воинской части, где будущие выпускники осваивают азы начальной военной подготовки, знакомятся с бытом солдат, получают наглядные знания по военной технике и т.д.

Учащиеся нашей школы активно участвуют в акции «Вы служите, мы вас подождём». Ежегодно  школа получает  письма от солдат – ульяновцев, которым приходят именные посылки.

Много времени уделяется беседам, просмотру фильмов о службе в армии, о войне. Интересно проходят встречи с молодыми «ветеранами» –  участниками афганских и чеченских боевых действий.

Задача подготовки к службе в рядах Вооружённых сил достойной смены защитников Отечества  одна  из основных для педагогического коллектива МОУ «Ульяновская средняя  общеобразовательная школа». И нам есть чем гордиться, наши выпускники достойно несут службу в разных уголках нашей Родины. Родители неоднократно получали похвальные письма за отличную службу сыновей, таких как Моисеев Пётр, Устинов Владимир, Кузьмин Иван, Яшкин Владимир, Гавриков Александр, Матвеихин Вадим и многие другие.

Наши старшие товарищи, положившие начало созданию музея, давно уже окончили школу и теперь живут и работают в разных местах нашей страны. Но своего краеведческого музея не забывают. Музей получает от своих бывших выпускников ценные подарки из самых отдалённых мест нашей Родины: клыки моржа с Северного Ледовитого океана, степной ковыль с Украины, морские раковины с Чёрного моря, янтарь из Прибалтики, усы и зубы кита из Антарктиды, мох, ягель и карликовую берёзу из тундры, чучело розовой чайки с далёкой Камчатки.

Пополняется музей экспонатами, собранными во время летних экскурсий и походов.

В пополнении музея принимает участие и население района. Так, например, жителями села Ульяново была подарена прялка, старинные рушники. Учительница – пенсионерка В.Г. Ушколина подарила музею рукописную книгу «История села Холмищи», над которой работала три года. В этой книге собрано много интересного о жизни крестьян в дореволюционное время.

В музее семь отделов: животный мир, исторический, палеонтологический, геологический, нумизматики, этнографический, боевой славы.

Музей является центром туристско-краеведческой работы. Около 20 лет музеем руководил учитель географии Карпеев П.В. Под его руководством в музее  работал туристический кружок, где ребята готовились к многодневным походам. За это время было совершено 18 походов и путешествий: по местам Веснинской и Фёдоровской трагедий, по Тургеневским местам, по местам боёв Ульяновского партизанского отряда, к истоку и устью реки Вытебети, по местам Русской славы, на Безымянную высоту, в Людиново, в Хатынь, к истоку реки Волги, по Ленинским местам Ленинграда и Москвы. Под руководством бывшей учительницы математики Мироновой А.И. начата летопись школы,

Работу музея возглавляет Совет музея. Экспонаты музея постоянно используются на уроках географии, истории, биологии, литературы и по другим предметам. В музее часто проводятся экскурсии.

 Как итог краеведческой работы в учебном году проводится одно – два мероприятия на краеведческие темы. Так в январе 2008 года была проведена районная краеведческая конференция на тему «Быт русского человека в далёком прошлом», в феврале 2010 года, в рамках подготовки к 65-летию Великой Победы, - школьная конференция «Я помню! Я горжусь!».

В настоящее время в музее продолжается оформление отдела «Русская горница», в котором собраны старинные вещи: полотенца, украшенные разноцветной вышивкой; платки и шали разных окрасок; рубахи из тонкой льняной ткани; скатерти (их тогда называли столешники), а также передники и головные уборы. Имеется в музее распространённый в то время у крестьян домотканый половик, мельница, ступа, маслобойка, праздничное блюдо «ночва», панно, скатерть ручной работы,  домотканая дорожка.

Но особое к себе внимание привлекает вышивка на предметах быта, которая отличается декоративностью и красочностью. Одна из наиболее распространённых среди них – цветная перевить. Это одна из наиболее распространённых вышивок среднерусской  полосы. Вышивки цветной перевитью Калужской области отличаются декоративностью и красочностью. Интересные изделия, украшенные цветной перевитью, выпускает Тарусская фабрика художественной вышивки.

Кроме цветной перевити встречаются швы: роспись, косичка, козлик, крест, гладь и т.д. Так же в коллекции «Русской горницы» имеется повседневная одежда – платье и рубаха – с Тарусской вышивкой. Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины: пряли, ткали, вышивали, плели кружево, шили одежду из домотканых, льняных и шерстяных тканей. Женская одежда в разных губерниях имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).

На экскурсии в музее ребята узнают о костюме, который носила крестьянка нашей губернии. Для неё был характерен поневный ансамбль: очень длинная рубаха с вышивкой. Молоденькая девушка носила рубаху от рождения до самой смерти. Бедная девушка носила рубаху без пояса, богатая – с поясом, над поясом делался напуск: чем богаче девушка, тем больше напуск. Девушка на выданье надевала занавеску, на которой по низу были вышиты ромбики. Молоденькая девушка занавеску не носила. Замужняя  носила поневу на бёдрах. Одевалась также так называемая занавеска. Она являлась «паспортом» девушки. По этой занавеске легко можно было определить, сколько детей имеет крестьянка, какого они пола. Если рождался мальчик, женщина на занавеске вышивала коня, если появлялась девочка, то вышивалась птичка. Сколько рождалось мальчиков, столько на занавеске вышивалось коников, сколько девочек – столько птичек.

Замужняя женщина на голове носила кичку. Никто, даже муж и дети, не видели волос женщины. Поверх кички - платок.

Есть в музее вещи, сплетённые на коклюшках.  Кружевоплетение – традиционный вид женского рукоделия. Для русских мастериц характерно плетение кружев на коклюшках. Наиболее ранние образцы русских кружев относятся к 17 веку. В то время кружева плели из золотых и серебряных нитей. В конце 18- начале 19 века на смену золотосеребряному кружеву пришло нитяное, плетёное из льняных, шёлковых, хлопчатобумажных нитей. Русские мастерицы достигли такого высокого мастерства в плетении кружев, что их изделия нередко продавали как западноевропейские. Русское кружево всегда было связано с народной вышивкой и узорным ткачеством, оно являлось одним из выразительных черт русской национальной культуры. В нашей школе возродилось кружевоплетение на коклюшках.

Лекторская группа музея ежегодно участвует в районных краеведческих чтениях. Неоднократно члены актива принимали участие в областных краеведческих чтениях им. Юдина. И каждый раз входили в тройку призёров.

    Продолжается работа по созданию видеофильма «Люди земли Ульяновской». Краеведы музея нашли в нашем селе человека, которого можно назвать легендой села – это Грунин А.Н. Его трудовой стаж начался, когда мальчику было всего 10 лет. Всю свою трудовую жизнь он посвятил своему родному краю. Родина высоко оценила труд нашего земляка: он награждён орденом Трудовой Славы III степени, медалью «За преобразование нечерноземья РСФСР», орденом Трудового Красного Знамени, поощрялся поездками за границу: в Германию, Чехословакию.

Листая альбом воспоминаний…

   «Учителями славится Россия…»

Светлая память тем, кто стоял у истоков, чьи имена занесены в летопись школьной жизни, кто сеял «разумное, доброе, вечное»:

Роман Никитич Ханеев – директор школы в 1930 – 1932-е  годы;

Наум Илларионович Беляев, Пётр Николаевич Горелов – первые преподаватели столярного и слесарного дела;

Дмитрий Евдокимович Харин – директор школы в 1933 году;

Георгий Дмитриевич Лебедев -  директор школы в 1934 году;

Лидия Дмитриевна Токарева – директор школы в 1935 – 1936 гг.;

Григорий Иванович Науменко – директор школы в 1937 – 1940 гг.;

Елизавета Васильевна Шевелькова – старшая пионервожатая в 1933-1954 гг.

Щербаков Борис Георгиевич – учитель математики - погиб в 1941 году;

Извеков Николай Михайлович – учитель химии и биологии - погиб в 1941 году;

Самуйленков Семён Петрович – учитель русского языка – погиб на фронте;

Самуйленкова Лина Васильевна – учитель начальных классов;

Головин  Николай Петрович – учитель русского языка – погиб на фронте;

Баскакова Анастасия Алексеевна – директор школы в 1943 году;

Корников Иван Михайлович – директор школы в 1944-1947 гг.;

Жидких Пётр Андреевич – директор школы в 1948- 1950 гг.;

Гарусин Пётр Гаврилович – директор школы в 1950- 1960 гг.;

Лебедева Гали Павловна – учитель географии;

Курская Лидия Павловна – учитель начальных классов;

Миронов Борис Михайлович – директор школы в 1960 – 1976 гг.;

Сысоев Алексей Михайлович – директор школы в 1976 – 1987 гг;

Тарасова Клавдия Ильинична – учитель биологии;

Воробьев Павел Григорьевич – учитель истории;

Воробьёва Валентина Павловна – учитель биологии и химии;

Полугодина Мария Никитична – учитель химии и биологии;

Полякова Надежда Романовна – учитель химии и биологии;

Капуст Ирина Викторовна  - учитель русского языка и литературы;

Чепуренко Мария Емельяновна – учитель русского языка и литературы;

Филимонов Анатолий Дмитриевич – учитель истории;

Рогов Анатолий Павлович – учитель физкультуры;

Устинова Мария Павловна – учитель начальных классов;

 Агеев Михаил Сергеевич – учитель НВП;

Панина Раиса Кузьминична – учитель истории;

Тяпкин Василий Дмитриевич – учитель физики;

Кузовков Василий Александрович – учитель физики;

Цыганкова Капиталина Михайловна – учитель начальных классов;

Макарова Екатерина Васильевна – учитель начальных классов;

Карпова Таисия Ивановна – учитель начальных классов;

Маюрихина Прасковья Ильинична – учитель русского языка и литературы;

Орлова Вера Ивановна – учитель начальных классов;

Кузичкина Мария Яковлевна – учитель начальных классов;

Мартьянцев Вячеслав Дмитриевич – учитель трудового обучения;

Саломашкин Дмитрий Иванович – учитель трудового обучения;

Карпеев Пётр Васильевич – учитель географии;

Майорова Анна Владимировна – учитель математики.

День завтрашний…

      Современное здание школы построено в 1978 году.

 Директор (выпускница школы), Заслуженный учитель РФ Наталья Степановна Агафонова, педагогический и ученический коллектив ставят перед собой большую и важную задачу – сделать школу лучше, учёбу в ней – приятнее, интереснее и полезнее, приблизить школьное образование к задачам дня сегодняшнего и завтрашнего. Коллектив понимает, что мир сегодня меняется слишком быстро, что школа должна это учитывать, поэтому все работают над обновлением содержания образования, над освоением новых методик обучения, по поддержке одарённых учащихся и талантливых педагогов.

Девиз школьного коллектива:

«Дайте детству удержаться,

Дайте верой надышаться,

Дайте в рост ему подняться,

                     Дайте детству состояться»-

претворяется в жизнь.

Жизнь продолжается…

Дата последнего обновления страницы 10.11.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»